Вторник, 19.03.2024, 14:13

Интернациональное Цыганское Евангельское Общество Миссия «Жизнь и Cвет»

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  НАРОД
     
    Долгий путь
    цыганского народа.
     

     
    Немного истории.
    Происхождение цыганского народа остается и еще долго останется загадкой. Отсутствие письменной традиции не позволяет точно его определить и позволяет фантазии и поэзии принимать мечту за реальность, производя этот народ от Тувалкаина, прародителя кузнецов, или от неких египетских князей, как это было во Франции, полубогов, потомков Исиды и Осириса. А почему бы им не быть сыновьями Хеттуры, наложницы Авраама, или остатками одного из колен Израиля?
    Все эти гипотезы только подчеркивают таинственность и страх, которые окружают этот народ. Только в десятом веке нашей эры появляются письменные источники, сообщающие о существовании цыган. Персидский поэт Фирдоуси рассказывает, что 10 тысяч лури (персидское название цыган) подарены царем Баграм Гуром своему возлюбленному народу, который жалуется, что не может отдыхать и веселиться как знать. Эти лури занимаются тем, что поют, танцуют, музицируют и развлекают людей. Фирдоуси рассказывает, что царь дал цыганам быков, ослов, зерно и различные семена. Они съели быков и семена и через год предстали перед царем, который сказал им: «Раз так, идите теперь с вашими ослами по всей этой земле, играйте музыку и танцуйте…» С того дня «лури» блуждают по миру и не могут остановиться.
    В 18-ом веке ученые признали индийское происхождение цыганского языка. Немец Рудигер и англичанин Брайан одновременно констатировали факт, что различные диалекты цыган имеют много общего с индийскими языками (с санскритом) и относятся к индоевропейской группе. Это позволило проследить путь долгого продвижения цыган с Востока на Запад, по следам слов, заимствованных из разных языков. Но основой цыганского языка является санскрит.
    Слово «цыган» нами, европейцами, используется, чтобы обозначать разные группы, которые встречаются на Западе. Другие названия, такие как: египтяне, мануши, богемцы и др. – являются локальными терминами. По происхождению слово «цыган» - греко-византийское (Х – XI веков). Слово «Ацинганос» обозначало таинственную секту манихеев. Византийских цыган, гадавших и предсказывавших будущее, перепутали с этой сектой. «Ацинганос» произвело «цыганос» в греческом, «чингенес» в турецком, «цыган» в болгарском, польском, русском и других славянских языках, «чиганьок» в венгерском, «зигейнер» в немецком, «зингаро» в итальянском и «Tzigane» во французском. Термин «джипси» в английском произошел от греческого «гифтос» - «египтянин». Цыгане долго жили в греческой провинции на юге Пелопоннеса, которая называлась «Микри Гифти» - «Малый Египет». От термина «гифтос» произошло также слово «житанос» - название цыган Испании и юга Франции.
     
    История расселения.
    ИЗ ИНДИИ В ПЕРСИЮ.
    Если даже индийское происхождение цыган и признано большинством ученых-цыганологов, оно все еще остается загадкой относительно его предыстории. Время первых миграций на запад остается неясным. Слово «ром», которым цыгане обозначают самих себя, происходит от слова «дом». Оно обозначает конгломерат племен очень распространенных и известных с древнейших времен. Некоторые названия, обозначающие цыган в Иране, происходят от названий индийских племен. Например, «зотт» от «жат» (джат), множественное число – панджаби. Персидские «лури» могли быть «нури» из древнего города Арор, Синти (Цинти) могли бы выйти с равнин, окружающих реку Синд в Пакистане. В среде «Романе Шаве» - цыган Европы заметны культурные, морфологические, художественные, ремесленные, музыкальные связи с разными группами цыган Индии. Таким образом, не все население эмигрировало на Запад. Мы не собираемся спекулировать этой идеей, но… До своего появления в Индии, не могли ли цыгане иметь происхождение еще более древнее и неизвестное до сих пор? Вопрос поставлен, но остается без ответа. 
    Причины, которые заставили цыган покинуть свою землю, могли быть различными: внутренние конфликты, войны, экономическая ситуация, голод, завоевания, выселение и т.д. Можно только предполагать. Их признанное кузнечное мастерство, музыкальный и танцевальный талант и искусство гадания позволили этим кочевникам восполнять свои нужды в среде любого населения. Их пребывание в Иране обогатило «романэс» (цыганский язык). Они заимствовали множество слов из персидского словаря. «Кули» - цыгане Ирана – в большом числе живут и в Ираке, Сирии, Иордании, Ливане, Израиле, где они носят имя «нури». Дальше к северу, в Армении и на Кавказе «дом» становится «лом» и переходит в «ром» на Западе.
     
    С ВОСТОКА НА ЗАПАД.
    Примерно в XI-ом веке они пересекают Босфор и проникают в Европу. Их присутствие в Греции отмечают монахи-летописцы. Они рассказывают о «египтянах», живущих в палатках и пещерах. Из греческого цыгане заимствуют множество слов, которые используются до сих пор. В XIV-ом веке в большом числе они пересекают Балканы и успешно проникают в Восточную Европу. Относительно миграции в Западную Европу – точные исторические даты трудно определить. До 1410-х годов, возможно, было несколько волн. В 1416 – цыгане появляются во Франции, в 1419 – в Савойе, в 1421 – у ворот Арраса, в 1427 – у ворот Парижа, который в это время оккупирован англичанами. К 1420 они пересекают юг Франции и проникают в Испанию, заявляя, что находятся под защитой короля Франции. К концу XV-ого века житанос - цыгане Испании - распространились по всему Иберийскому полуострову. Позднее, они пересекают Гибралтар и появляются в Северной Африке. Это противоречит некоторым утверждениям, что цыгане пришли туда через Египет, Ливию и Магриб, проникая в Испанию с юга. В 1505 морским путем они достигают Скандинавии. Там еще и до сего дня они называются «татарами». В 1559 из Швеции они попадают в Финляндию, а оттуда в Прибалтийские страны. За неимением времени мы не будем касаться вопроса о переселении в Россию в XVI – XVIIвв. В XVI веке цыгане из Молдавии поселяются в Москве. В 1721 они появляются в Сибири, желая пройти в Китай, но Китай не пускает их.
     

     
    Заселение России шло тремя путями: 1. Цыгане балтийско-белорусского диалекта или европейские синти пришли из Германии через Польшу, Прибалтику, Белоруссию, Скандинавию. Эта группа цыган говорит на северном диалекте. 2. Цыгане южного или калдерашского говора пришли из Молдавии, Валахии, Румынии через Украину, Крым, Кубань. 3. Восточные цыгане, напр.люли, мигрировали из стран Среднего Востока.
    Страх, который внушали эти кочевники, часто порождал недоверие и ненависть.
     
    ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ СЛЕЗ.
    В течение всей своей истории цыгане вынуждены были переносить преследования, изгнание и уничтожение. Сохранились сильные свидетельства и страшные рассказы об унижениях и муках, которые претерпел этот народ. Репрессивные меры были предприняты во всех странах Европы. Насильственное поселение, вывоз в африканские и американские колонии были судьбой целых семей племени Романишаль. В 1749 в Испании во время огромной облавы было поймано 12 тысяч житанос. В Англии цыган вешали на городских воротах, чтобы помешать кочевникам останавливаться возле городов. Во Франции декларацией 1682 года было приказано «заковывать в кандалы и оправлять на галеры любого кочующего цыгана». Позднее в 1802 в стране басков французские власти «выловили» и отправили в Луизиану более 500 мужчин, женщин и детей. Так называемые «Вояджеры» (Путешественники) произошли от цыган, депортированных Францией и Англией. Тысячи их можно встретить и в Австралии. Гораздо позднее цыгане-рома из Центральной Европы и России добровольно эмигрируют в Северную и Южную Америку. Швейцария не избежала агрессивного отношения к цыганам. В Люцерне в 1471 цыганам запретили оставаться на территории города. За нарушение полагались серьезные наказания: позорный столб, кнут, клеймение раскаленным железом, тюрьма. Организовывались «Охоты на цыган». Всех пойманных убивали. Совсем недавно, в 1926 году, в Швейцарии приняли меры, которые были призваны уничтожить кочевой образ жизни путем разрушения семей и насильственного обучения детей, помещенных в нецыганские семьи. Это было инспирировано неонацистской теорией доктора Ритера. Вся затея называлась – «Дети с большой дороги Pro juventut». Доктор Роберт Ритер руководил исследованиями по расистской гигиене, у него было 30 тысяч досье на швейцарских цыган. Он руководствовался следующей идеологией: « Для убежденного нациста цыгане являются угрозой для немецкой нации и должны считаться врагами». Даже не совершившие никакого преступления цыгане должны были рассматриваться в соответствии с этой логикой.
     
    ПОТЕРЯ ДЕТЕЙ.

    Именно в таком контексте началась организация «Pro juventut». Она была уполномочена Всеобщим Советом Швейцарии. Президентом тогда был г-н Мота. Основатель ее, доктор Альфред Зигфрид ясно выражал ее цели: « Мы решили искоренить зло кочевого образа жизни путем воспитательных мер. Чтобы обратить это в добро, нужно изъять детей из тлетворного влияния их семей и, таким образом, уничтожить родственные связи». Образ жизни цыган нарушал спокойствие оседлого населения, поэтому нужно было найти любые средства, чтобы его уничтожить. Нацисты выработали «финальное решение», Швейцария – «мягкое уничтожение», результаты которого можно было бы проследить только со временем. Детей насильственно отнимали у родителей, что вело к прекращению кочевого образа жизни. Только после публикаций в "l’Observateur” в 1972 году началось следствие. По требованию самих цыган. Условия же жизни и положение с правами человека в Швейцарии почти не изменились. Хроники и летописи изобилуют рассказами о том, какие несчастья пережили цыгане в течение веков. Но было бы нечестно умолчать о тех, кто являлся защитниками и благотворителями цыганского народа. Сеньоры и бароны Богемии целыми семьями принимали у себя цыган, чтобы спасти их от организованного уничтожения. Цыгане-рома не могут забыть, что в 1841 году после 200 лет страданий в Румынии было отменено рабство. Они благословляют имена князей Михая Стурдза и Александра Гишка, которые были вдохновителями их освобождения.
     
    БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ГЕНОЦИД – НЕИЗВЕСТНЫЙ ХОЛОКОСТ.
     
    Во время Второй Мировой воины (1939 – 1941) с согласия и благословения правительств и населения, успешные облавы на цыган и «бродяг» по всей Европе привели к депортации и уничтожению около 1 миллиона их в нацистских лагерях смерти. Медицинские исследования доктора Менгеле только подчеркивают ужас и унижение, перенесённые цыганами: стерилизация, членовредительство и т.д. Они не могут забыть Аушвиц, Дахау, Бухенвальд и т.д. Это был один из самых больших этноцидов нашего века. «Тот, кто не признает наших мертвецов, не признает и наших живых. Забвение – самая великая месть». (Из выступлений в Брюссельской комиссии от 29 мая 1991).
    Сейчас почти ничего не изменилось. Цыгане регулярно переживают агрессивные нападения, дискриминацию, унижение, отвержение и несправедливость разного рода. Они становятся все более и более неудобными и нежелательными для населения и властей и, зачастую, являются «козлами отпущения» для националистически настроенных слоев и организаций. Пальму первенства сфере нетерпимости держит Румыния, где 3 или 4 миллиона цыган, что составляет 15 процентов населения. Цыганское население сосредоточено, в основном, в городах, бедно, живет, зачастую, в гетто, получает тяжелую и низкооплачиваемую работу. Молодежь страдает от безработицы, предоставлена сама себе, погружается во все более густую атмосферу правонарушений. Множество цыган из Восточной Европы уехали на Запад, чтобы избежать ненависти и нищеты. Но их прибытие увеличило страх и отвержение со стороны местного населения. Их жестко отправляют в страны их происхождения, которые не хотят честно взглянуть на проблему возвращения. Это приводит к конфликтным ситуациям в правительствах. Права человека часто нивелируются, когда речь идет о цыганах. Большинство государств Европы стараются «освободиться» от них, высылая их из своих стран.
     
     
    Кто ты, цыган?
     

     
    Даже если и существует смешение кровей, цыгане остаются народом, который имеет свои корни, свою культуру, свою самоидентификацию, свой язык, все то, в чем другие нации им долго отказывали. Признание национального меньшинства не предполагает ли, прежде, всего признание его культурной самобытности? Отказ в этом признании не является ли замаскированным геноцидом?
    Среди цыган различают много групп, которые, в свою очередь, делятся на подгруппы. Они имеют отличия друг от друга по разным причинам: из-за влияния страны, где они более или менее долго находились, из-за времени их перехода в Европу, из-за особенностей их ремесленных занятий и т.д.
    1. СИНТИ (ЦИНТИ) Во Франции их также называют «Мануш» Считается, что эта группа первой пришла в Европу, после того как они прошли через Грецию. Долгое пребывание в Германии оказало глубокое влияние на их диалект. В Германии их называют «Гачкене Синти» или «Ашкеназские синти» . Ашкеназ – слово, взятое из идиша, оно обозначало народы Севера и Прибалтики. «Праистикес Синти» - тоже цыгане. «Праисо» - Пруссия. Дальше к югу «Синти пьемонтес» - итальянские синти. Их диалект обогащен из итальянского и подвергнулся влиянию латыни. «Вальштикес Синти» - синти из «Вальшо», т.е. из Франции. Слово «синти», возможно, происходит от названия равнин на берегу реки Синд в Пакистане. Названия семей и родов заимствованы у местного населения и соответствуют стране проживания: Рейнхард, Хоффман, Вайс и т.д. для Гачкенес, Праистикес и Манушес; Бульони, Белони, Микилети, Морено и др. – для Пьемонтес; Лафлёр, Лубе, Роже и т.д. – для Ваштикес. (Примечание переводчика. В целом, для этих групп синти нет затруднения понимать друг друга по всей Европе. В России они представлены цыганами балтийско-славянского диалекта.)
    2. РОМА Они пришли в Европу гораздо позднее. Их разделение произошло перед Босфором. Часть ушла в Россию через Армению и Кавказ. Другие, после остановки в Греции, проходят через Балканы и останавливаются в Восточной Европе. Романэс (цыганский язык) богат греческими, румынскими, венгерскими, славянскими и русскими словами. Подгруппы РОМА многочисленны: калдераши, ловари, чурари, бойяши, мачойя, тжамбаси, руссияке, молдовайя, сервы и т.д. У каждой из них свои особенности, свои ремесла и своя музыка. Очевидно, что различия между ними – результат влияния тех стран, которые они прошли. Например, холахане(хорахаи) – рома, очень долго жившие под влиянием мусульманства: в Турции, Греции, Болгарии, Македонии, Албании. В целом, звучание семейных фамилий РОМА славянское: Димитревич, Максимов, Кралович, Тайком и т.д. Эта группа цыган наиболее распространенная в мире – от Сибири до Амазонии.
    3. ЖИТАНОС Житанос не попали в Европу через Северную Африку, как говорят некоторые предположения, а пришли через юг Франции и Пиренеи в Испанию в XV веке. Их расселение по разным испанским провинциям определило самоназвания их подгрупп: каталан, арагонес, кастильян, андалус и т.д. Их язык – «кало» («черный») имеет те же корни, что и язык предыдущих групп. Они могут понять друг друга, хотя житанос обильно используют испанский в своей речи. То, что цыгане Испании мало говорят на «романэс» объясняется тем, что в XVII веке «кало» был запрещен. Всякому, говорившему на этом языке, отрезали язык. Житанос можно встретить на юге Франции, во всей Испании, Поргугалии, в Южной Америке, куда они попали из-за массовых депортаций в испанские и португальские колонии.
    4. ЙЕНИШИ Следует ли отнести эту группу к цыганам, имеющим индоариййское происхождение? У них есть общие черты: кочевой образ жизни, некоторые слова из цыганского в их диалекте, который гораздо ближе к немецкому просторечью и идишу. Кое-кто романтично предполагает, что йениши происходят от смешанных браков между цыганами и евреями Восточной Пруссии. В большинстве своем йениши – полуоседлые сельские работники, жестянщики, старьёвщики. Йениши существенно отличаются от остальной совокупности цыганских племен. В Англии и Ирландии они формируют группу кочевников, называемую «тинкеры».
     
    Семья.
    Как мы отмечали выше, семейное чувство, семейные связи являются по сей день важнейшим фактором стабильности цыганского народа. Старики, окруженные вниманием и уважением, остаются средоточием непоколебимой патриархальной власти. Они являются позвоночником, связывающим воедино всех членов семьи. Нередко можно видеть большие родственные группы цыган, стоящих вокруг своих старейшин. Однако, даже если и существует клановый и племенной дух, каждый очаг, тем не менее, имеет свою автономию. Отец – непререкаемый авторитет для семейной ячейки. Понимание термина «мачо» не позволяет изменить роль женщины, которая остается женой и матерью. Дети пользуются большой свободой и снисхождением со стороны родителей. «Ребенок – царь». Это отношение объясняется образом жизни, духом племенного единства, ненадежностью жизни, теснотой и большим количеством детей в цыганских семьях. Статистика показывает, что количество молодежи в цыганской среде возрастает. Средняя семья имеет от пяти до десяти детей. Отрочество и юность кратковременны, как у мальчиков, так и у девочек. Нередко можно видеть в некоторых группах цыган девочек 13-14 лет уже замужем.
     
    Брак.
    Он варьируется в зависимости от этнической группы. У синти и вояджеров после взаимного согласия молодые вместе – «нашаве» - уезжают. Через несколько дней они возвращаются к родителям, которые организуют праздничное торжество, чтобы сделать этот союз официальным. У рома и житанос есть обычай сватовства. Дядя служит посредником и оговаривает условия – выкуп, приданое и т.д. Эти группы продолжают соблюдать некоторые библейские обычаи: констатация неповрежденности девичества у невест, обычай «дикло» («галстук, шейный платок»). Нужно отметить, что даже если брак не всегда зарегистрирован административно, благодаря уважению к семейным узам и традиции, развод и разделение являются очень редким явлением. Брачная неверность строго наказывалась.
     
    Смерть.
    Среди важных цыганских традиций, связанных с сердечными воспоминаниями, мертвые окружены великим уважением. Во время «поминального бодрствования», которое длится много дней, «муло» (покойник) будет средством воссоединения семьи и друзей, свидетельством единства и нежной любви цыган. Некоторые группы практикуют древний обычай «помана». Речь идет о ритуале семейной трапезы, на который приглашается чужой человек, одетый во все новое. Он занимает место умершего за столом.
     
    Труд.
    Профессиональная активность, в основном, связана с кочевым образом жизни.
    Ремесленники: Батраки, плетельщики сидений из соломы, лудильщики, точильщики, котляры, кузнецы, гончары и т.д. Сами эти занятия уже исчезают, но цыгане остаются в них очень искусными. Среди англо-скасонских вояджеров следующие занятия: маляры, кровельщики, работники на общественных работах. Артистические занятия: Передвижные театры, передвижные кинотеатры, цирк, акробатика. Цыгане в Восточной Европе все еще кочуют с обезьянами и медведями, которых они учат танцевать на радость детям. Музыка: Музыка занимает большое место в жизни цыган. Она изменяется и приспосабливается к стране, где они находятся. Она находится под влиянием местного фольклора и народной музыки. Чардаш, вальсы и венгерские танцы, джаз Джанго Рейнхарда, фламенка Манитаса и Джипси Кинга, русские мелодии Воли Димитревича, и т.д. – примеры этого культурного разнообразия и смешения.
    Коммерция: Переносная торговля различным товаром от двери к двери (ткани, ковры, стулья и т.д.) Другие торгуют на рынках.
    Гадание: Одно из самых древних занятий цыган в этом мире. Занимались этим женщины, гадая по руке и предсказывая будущее. Цыганка – обычно великолепный психолог – имела большой успех в этой сфере деятельности.
    Сезонные работы: Этим занимались большие семьи во время сбора урожая фруктов и овощей.
     
    Религия.
    В целом, цыган – верующий человек, причем верующий в одного Бога (монотеист). Дэл или Дэвэл – Бог на цыганском языке. Оно может происходить от слияния слова Дэва (индийская богиня) и Эль – «Бог» на иврите. Это не более, чем гипотеза, которая позволяет увидеть связи с монотеизмом Авраама. Как правило, цыгане принимают религию той страны, в которой они живут. На Востоке они – мусульмане, на Западе – христиане.
     
    Католицизм.
    Большая часть цыган в Европе – католики. Но их верования не идут дальше участия в нескольких паломничествах (например, к святой Марии Лурдской) и такой ритуальной практики как крещение детей.
     
    Цыганское пятидесятничество.
    Корни его в Реформации и движении протестантов-анабаптистов. В 1950 году в Бретани (Франция) родилась Евангельская цыганская миссия «Жизнь и Свет». Она очень быстро развивается под руководством пастора Клемана Лекоссека. Сегодня во Франции более 150 тысяч цыган-пятидесятников и 1200 проповедников. Очень быстро пробуждение распространилось на остальную Европу, в Индию и в обе Америки. В этом динамичном движении сейчас насчитывается более 800 тысяч евангельских христиан и 4600 пасторов. В 80-х годах цыгане стали официально получать священнические должности и были допущены в тюрьмы для служения цыганам.
    Евангельские цыгане распространили свою деятельность в 47 стран мира, от Европы до Индии, от США до Южной Америки. Были основаны тысячи цыганских церквей и множество библейских школ. В г.Лесковац, на Балканах, среди цыган-мусульман находится самая большая евангельская церковь в Европе – 1200 человек. После 1990 г. из разных евангельских цыганских движений был создан союз "GATIEF”- Интернациональное Цыганское Евангельское Общество. Цель его такова: помощь в евангелизации и различные социальные, гуманитарные интернациональные акции для обездоленных цыган, которые проходят в странах с нищенским уровнем жизни. Среди этих акций – устройство детских домов, медицинских центров и клиник, школ и институтов, агроэкономических центров и т.д.). Цыгане-пятидесятники активно участвовали в возрождении и унификации языка романэс путем перевода Библии на цыганский язык.
     
    Православие.
    К православному исповеданию принадлежит часть цыган Европы, а так же большинство российских и греческих цыган. Ислам.
     
    На Востоке, в южных районах Югославии, на севере Греции и в Болгарии цыгане исповедуют ислам. Цыгане-хорахаи (мусульманское название) – пришли из Турции.
     
    Цыганское Международное Евангельское Общество
    Преп. Рене Занеллато

     


    Copyright MyCorp © 2024
    pc игры бесплатно бесплатные торрент игры на pc неоспоримый 4